Значительная часть граждан нашей страны пользуются безналичным расчетом посредством банковских карт. Это приводит к увеличению числа преступлений, связанных с кражей денег со счетов. Способов мошенничества очень много, и с каждым годом их количество неумолимо растет. Аферистов немало даже среди банковских работников или сотрудников сферы услуг. Например, официант может просто запомнить данные вашей карты, а потом спокойно расплатиться с ее помощью в интернете.
Рассмотрим основные приемы злоумышленников:
- преступник представляется сотрудником банка.
Жертве приходит смс якобы от мобильного банка, в котором неизвестный просит перевести какую-то сумму средств. Указано, что перевод состоится автоматически в течение 10 минут. Однако вскоре на номер звонит человек, который представляется сотрудником службы безопасности банка, обращается к гражданину по имени и отчеству и сообщает, что с картой проводятся незаконные действия, и он может помочь их предотвратить. Далее владельца карты просят назвать ее секретные данные. После этого деньги пропадают вместе с мнимым сотрудников банка. Вариаций данного способа мошенничества множество. Помните, что сотрудник кредитного учреждения никогда не потребует от вас конфиденциальной информации;
- снятие денег посредством POS-терминалов.
Для хищения средств мошенники используют беспроводной терминал, который прикладывается к одежде или к сумке. С помощью этой технологии можно осуществлять покупки до 1000 рублей. Злоумышленник просто заходит в метро или автобус в час пик и идет по салону. Данная технология позволяет считывать карты на расстоянии до 20 см. Чтобы не стать жертвой этой мошеннической схемы, специалисты рекомендуют использовать радиоэкранированный кошелек или фольгированный пакет;
- скимминг.
Преступник может скопировать данные с магнитной полосы при помощи специального устройства – скиммера. Получив всю информацию, он узнает пин-код жертвы. Стоит отметить, что скиммер может быть установлен не только на банкомат, но и на терминал оплаты покупок. Как правило, мошенники стараются как можно быстрее закрепить считывающие устройства, поэтому если вы видите скотч или клей вокруг картоприемника, то лучше воспользоваться другим банкоматом.
- накладная клавиатура.
Злоумышленник крепит накладную клавиатуру поверх настоящей. Она записывает все произведенные жертвой действия и передает их преступнику. Такая клавиатура отличается по цвету и при нажатии будет иметь люфт, старайтесь обращать на это внимание.
- фишинг.
Злоумышленник создает сайт, похожий на сайт банка и рассылает по почтовым адресам, с предложением ознакомиться с новыми программами. На сайте требуется ввести данные карты и CVV-код. Если жертва вводит их, они оказываются у преступника. Проверяйте название сайтов и не указывайте нигде свой CVV-код.
Как защитить карту от мошенников?
Существует несколько простых правил, которые помогут защитить карту от преступников:
- запомните пин-код и уничтожьте все, что содержит информацию о нем. Ни в коем случае не стоит хранить пин-код вместе с картой;
- при генерировании кодового слова проявите фантазию, не стоит придумывать банальные фразы или свое имя;
- запишите в телефон контактные данные банка, чтобы в случае утери карты не пришлось искать его в интернете, а сразу же позвонить;
- запомните свой код CVV (он находится на обратной стороне карты), а затем сотрите его лезвием или замажьте корректором;
- постарайтесь не хранить на карте крупные суммы денег, положите их в банк;
- по возможности отдавайте предпочтение карточкам с чипами, а не с магнитными полосами.
Что предпринять, если нарвался на мошенников?
Несколько рекомендаций для тех, кто все-таки стал жертвой злоумышленников:
- в первую очередь необходимо позвонить в банк;
- следует сообщить оператору информацию по карте, а именно контактные данные и кодовое слово;
- при успешной идентификации вас как держателя карты оператор немедленно заблокирует ее;
- далее стоит обратиться в полицию.
Обратите внимание!
Необходимо проинформировать банк о случившемся в течение суток. Иначе учреждение освобождается от ответственности за возврат украденных средств согласно ст. 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 №161-ФЗ.
Можно ли вернуть деньги?
Возврат похищенных средств может быть осуществлен в течение полугода (такой срок установлен для платежных систем). Вернет банк похищенные средства или же будет ждать отчета от платежной системы, решает само кредитное учреждение.
Обратите внимание!
Стоит иметь в виду, что банком могут быть повторно удержаны деньги, возвращенные клиенту в случаях, если выявится его вина. К вине гражданина помимо очевидного преступного замысла учреждение может отнести небрежное хранение конфиденциальной информации и передачу реквизитов третьим лицам.
Например, если человек нарушил правила, указанные в инструкции к карте, финансовая организация может отказать в возмещении похищенных средств. К наиболее распространенным нарушениям можно отнести:
- пренебрежение правилами безопасности при оплате товаров и услуг в интернет-магазинах без применения антивирусных систем. На таких сайтах всегда указан телефон для связи, прежде чем совершать покупку, следует позвонить и получить больше информации;
- компрометация конфиденциальных данных. Совершая покупки, следите за тем, чтобы никто не пытался скопировать карту;
- компрометация данных карты при пользовании банкоматом. При снятии наличных проверяйте, не установлено ли считывающее устройство.
Учитывая сложность такого преступления, как воровство денег с карты, всевозможные схемы мошенников, последствия от их действий для держателя карты, а также неоднозначную реакцию банков, стоит привлечь к делу профессиональных юристов. Вы можете связаться с нашими специалистами, которые всегда готовы оказать профессиональную юридическую помощь и предоставить консультацию по данному виду преступления. В случае, если вы стали жертвой мошенников, специалист защитит ваши права при расследовании преступления.