Если абоненты не оплачивают коммунальные услуги, поставщик имеет право на отключение электроэнергии. Но применить такие меры он может лишь после предварительного предупреждения абонента в установленном законом виде при условии, что размер задолженности превысил минимальный барьер. Поставщик оформляет отключение актом и возобновляет его только после полного погашения задолженности или реструктуризации долга и оплаты расходов на отключение и повторное подключение. Могут ли отключить свет за неуплату и когда это возможно?
Когда могут отключить электроэнергию за неуплату
Согласно п. 117, 118 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам», любая коммунальная служба вправе приостановить поставку своей услуги, если у абонента образуется задолженность. Достаточно задолженности, эквивалентной совокупным платежам за 2 месяца, рассчитанным, исходя из нормативов потребления, установленных по месту проживания абонента. В этом случае п. 2 ПОРПЭ, утв. Постановлением Правительства № 442 дает поставщику право ограничить режим потребления абонентом-должником.
Законно ли отключение: порядок приостановления поставок
Ограничение режима потребления электричества считается законным, не только если долг превысил 2-месячную величину, но и при условии, что абонент был предупрежден о будущем отключении.
Обратите внимание! Согласно п. 119 ППКУ, электропоставщик намеренный отключить свет абоненту, обязан направить ему уведомление о таком отключении с указанием суммы задолженности.
Уведомление может быть направлено:
- лично под расписку;
- по почте;
- включив в текст коммунальной квитанции;
- по смс (при условии, что в течение 2 дней оно будет направлено дважды);
- в виде записанного телефонного голосового сообщения;
- по e-mail;
- в личный кабинет в ГИС ЖКХ.
После доставки такого сообщения одним из указанных способов у абонента есть 20 дней на оплату задолженности либо заключение соглашения о ее реструктуризации. Если за это время долг не был погашен, электропоставщик вправе остановить поставку. Согласно п. 11 ПОРПЭ, сотрудник коммунальной службы, отключивший свет, составляет об этом акт в свободной форме, указывая в нем дату и место составления, сведения об абоненте, причины, по которым поставка была приостановлена и прочие сведения.
Акт должен быть составлен в присутствии абонента и заверен его подписью. Если он отказывается его подписывать либо отсутствует при отключении, в акте делается соответствующая отметка. В таком случае акт составляется в присутствии двух других незаинтересованных лиц, которые подтверждают факт отсутствия абонента либо его отказа. Копия акта выдается абоненту, а при его отсутствии, при отключении, высылается по почте не позже следующего дня.
Обратите внимание! Отключение будет считаться законным при соблюдении двух условий – размера задолженности, превышающего 2 месяца и 20-дневного срока после направления абоненту-должнику уведомления о наличии задолженности, ее размере и отключении в случае неуплаты.
Что делать, если отключили свет за неуплату
Должнику необходимо в кратчайшие сроки оплатить образовавшуюся задолженность. Отключение его квартиры от электропоставок не снимает с него ответственности за ранее образованную задолженность. Она может быть взыскана электропоставщиком принудительно через суд. Помимо самой задолженности, может быть взыскана сумма неустойки насчитываемая за каждый день просрочки, начиная с 31 дня образования задолженности. Если должник не сможет вернуть деньги самостоятельно, дело будет передано приставам, а они обратят взыскание на зарплату, деньги на счетах, движимое и недвижимое имущество.
Должникам не рекомендуется осуществлять самовольное подключение к сети без погашения задолженности, так как:
- такое потребление является бездоговорным, а это дает электропоставщику основания взыскивать с должника возмещение за неучтенное потребление;
- самостоятельное подключение образует состав админправонарушения по ст. 7.19 Кодекса об административных правонарушениях и угрожает абоненту штрафом в 10-15 тыс. руб.;
- в случае крупных хищений самовольное подключение может привести к уголовной ответственности по ст. 165 Уголовного кодекса РФ.
Что делать, если денег на погашение нет
Если средств на единовременное погашение задолженности нет или она слишком большая, абонент может обратиться в коммунальную службу для заключения соглашения о порядке ее погашения. Если поставщик готов заключить такое соглашение, он проведет реструктуризацию долга и разработает новый график о погашении коммунальной задолженности с учетом текущих платежей. Это станет основанием для восстановления поставок электроресурса.
Восстановление поставок
Если поставщик не принял более раннего решения о восстановлении поставок света, он обязан восстановить его в 2-девный срок с момента заключения соглашения о реструктуризации или получения доказательств полной оплаты задолженности и расходов, связанных с отключением должника и его повторным подключением. Предварительно абоненту направляется уведомление о восстановлении подачи ресурса. Согласно п. 20 ПОРПЭ, максимальный размер компенсации расходов по отключению и повторному подключению не может быть выше, чем 1 тыс. руб. для граждан и 10 тыс. руб. для организаций.
Обратите внимание! Согласно п. 19 (1) ПОРПЭ, при восстановлении поставок ответственный работник коммунальной службы составляет акт, экземпляр которого выдается присутствующим при его составлении заинтересованным сторонам. Если эти лица отсутствуют, копия акта направляется им почтовым отправлением не позже следующего рабочего дня.