Справка о несудимости может потребоваться гражданам в ситуациях, связанных с трудоустройством, выездом за рубеж, семейными, кредитно-финансовыми и иными отношениями. Услуги по ее выдаче предоставляет МВД и его территориальные подразделения, но на практике, заказать ее можно и в других местах, в том числе удаленно. Документ выдается бесплатно, для его оформления потребуется минимальный пакет документов и незначительное количество времени. Где брать справку о несудимости?
Где можно оформить справку об отсутствии судимости
Согласно п. 15 Админрегламента, утв. Приказом МВД № 1121, органом, ответственным за выдачу справок о несудимости и отсутствии или прекращении уголовных дел в отношении гражданина, является МВД. Но оформить справку можно не только через его подразделения. Сделать это можно:
- в Управлении МВД города, в котором проживает гражданин;
- в подразделении УМВД по адресу проживания – районном отделе полиции;
- в информационных центрах управлений МВД;
- в любом подразделении МФЦ, если местное управление МВД заключило с центром соответствующий договор;
- удаленно через портал Госуслуги при наличии регистрации в ЕСИА. В этом случае допускается изготовление как бумажного документа, так и его электронного образа, заверенного квалифицированной электронной подписью сотрудника МВД.
Обратите внимание!
Предусмотрен экстерриториальный принцип выдачи справки о несудимости, потому заявитель вправе обратиться в любое подразделение МВД по своему выбору.
Когда необходимо оформлять справку
Причины, по которым заявителю может потребоваться справка, не имеет значения для сотрудников МВД. При оформлении документа причины, а также будущее место предъявления в заявлении не указываются. Гражданин, иностранец или апатрид вправе запросить такую справку по своему желанию. Обычно она требуется:
- при оформлении разрешения на работу за пределами РФ;
- при оформлении вида на жительство, временного проживания за пределами РФ, оформлении иностранного гражданства, вступлении в брак за рубежом;
- при оформлении опеки, попечительства, при усыновлении ребенка;
- при подаче запроса на выдачу кредита, если такое требование заявлено кредитной организацией;
- при поступлении на службу в Вооруженных силах РФ на контрактной основе;
- при трудоустройстве в образовательную организацию;
- в любых других случаях, когда такая справка требуется.
С чего начать оформление справки
Оформление справки начинается с подачи заинтересованным лицом заявления по форме, утв. Приложением 2 к Админрегламенту. Получить бланк можно в подразделении МВД, МФЦ, скачать в интернете либо заполнить электронную форму на портале Госуслуги. В ней указывается следующая информация:
- наименование органа, куда подается;
- ФИО заявителя, адрес его места жительства;
- ФИО проверяемого лица;
- число, месяц, год рождения;
- место жительства;
- количество требуемых экземпляров справки, не может быть более двух;
- желаемое место получения справки;
- прилагаемые документы, дата, подпись.
Обратите внимание!
Заполнив заявление, гражданин передает его вместе с пакетом документов ответственному сотруднику МВД или МФЦ. Тот обязан выдать ему расписку о приеме и регистрации заявления, в которой указывается ФИО заявителя, регистрационный номер, ФИО сотрудника, дата приема и подпись.
Какие нужны документы
Вместе с заявлением, согласно п. 21 Админрегламента, в зависимости от ситуации заявителю необходимо представить:
- копии заполненных страниц паспорта гражданина РФ или иностранца, апатрида;
- доверенность на право получения справки, если ее запрашивает представитель проверяемого;
- свидетельство о рождении, если заявку подает родитель;
- решение суда об усыновлении, акт органа опеки об установлении опеки или попечительства, если документы подает иной законный представитель, в том числе в отношении недееспособного гражданина.
Обратите внимание!
Если документы выданы иностранным государством, они подлежат апостилированию или иной форме легализации. Если они исполнены на иностранном языке - потребуется нотариально заверенный перевод.
В случае подачи документов удаленным способом, заявитель прикладывает к заявке скан-копии указанных документов. При получении в дальнейшем бумажной справки он должен будет предъявить уполномоченному сотруднику оригиналы приложений.
Требование иных документов, не указанных выше, и иной информации, не предусмотренной Админрегламентом, не допускается.
Могут ли отказать
Пунктами 24, 25, 27 Админрегламента предусмотрены основания, по которым МВД вправе отказать в приеме заявления. Это возможно, если:
- заявление не подано либо его текст не читаем;
- при подаче копий документов заявитель не представил их оригиналы;
- заявителем поданы нелегализованные и непереведенные на русский язык иностранные документы, если такая легализация и перевод обязательны;
- в электронном заявлении об оформлении справки гражданин допустил грамматические или технические ошибки в своих ФИО, дате и месте рождения и иных данных;
- в электронном заявлении есть незаполненные реквизиты;
- к электронному заявлению не приложены копии необходимых документов;
- предоставленные документы не соответствуют установленным требованиям;
- предоставлен неполный комплект документов либо если документы являются сфальсифицированными или содержат недостоверные сведения.
Когда будет готова справка
Согласно п. 18, 19 Админрегламента, на проведение проверки и оформление справки органам МВД предоставляется 30 дней после подачи заявки. Если требуется проведение дополнительной проверки, срок изготовления может быть продлен, но не более, чем на еще 30 дней, о чем гражданину сообщается дополнительно.
По истечении указанного срока заявитель может обратиться в орган по месту подачи заявления либо в орган, указанный им в заявлении как приоритетный для получения справки. Для получения справки необходимо предъявить сотруднику паспорт. Если заявление было подано через Госуслуги, сформированный электронный образ справки о несудимости направляется в Личный кабинет гражданина на портале. Справка выдается по форме, утв. Приложением 6 к Админрегламенту.