Покупка товаров в интернет-магазинах становится все более популярной. Это удобно, так как можно без спешки выбрать товар, не выходя из дома. Во-вторых, зачастую это более выгодно, чем приобретать вещи в обычных магазинах, которые фактически являются перекупщиками и закладывают в конечную стоимость продукции свои затраты (что делает ее дороже). Но, как и на любом рынке товаров и услуг, в интернете тоже есть мошенники. Как распознать обманщиков, какие виды афер в интернете существуют, и как обезопасить себя от нечистых на руку лиц еще до совершения покупки? Обо всех этих тонкостях вы узнаете из нашей статьи.
Как различать мошеннические интернет-магазины?
Любая торговая точка обязана исполнять требования Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее - Закон № 2300-1). Не составляют исключение магазины, которые работают через интернет. Обязанности таких ресурсов установлены в ст. 26.1 Закона № 2300-1. Она определяет следующие правила:
- продавец должен заключить с покупателем договор розничной купли-продажи. Закон не устанавливает требования заключения письменного договора (в том числе в электронном формате), однако, если договоренность будет исключительно устная, доказать, что продавец не выполнил обязательства, достаточно сложно;
- интернет-магазин до заключения договора обязан предоставить покупателю информацию:
- о своем полном фирменном наименовании и адресе;
- о месте изготовления товара;
- об основных потребительских свойствах вещи, сроке ее службы (годности), а также гарантийном периоде;
- о цене товара;
- об условиях приобретения вещи и ее доставки;
- о форме и порядке оплаты;
- о сроке, в течение которого действует предложение о продаже по заявленным условиям;
Если интернет-магазин не предоставляет каких-либо определенных законом сведений, совершать сделку с ним, а тем более переводить деньги до получения товара, небезопасно;
- интернет-магазин обязан в момент доставки товара предоставить покупателю техническую документацию к нему. Если к вещи не прилагается техническая документация, информация в обязательном порядке должна содержаться на имеющихся этикетках либо маркировке продукции;
- при передаче товара потребителю должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата вещи надлежащего качества.
Обратите внимание!
Если в момент доставки товара из интернет-магазина покупателю не будет в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата, в течение трех месяцев с момента получения вещи покупатель вправе от нее отказаться.
Низкие цены в интернет-магазинах на брендовую продукцию - показатель того, что вы купите подделку. Это необходимо учитывать, если для вас важны качество и безопасность. Контрафактная парфюмерная вода, к примеру, может вызвать сильный аллергический приступ, от пуховика можно заразиться опасными клещами и т.д. Судиться с продавцом будет затратно и проблематично.
Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, придерживайтесь следующих правил:
- проверяйте интернет-магазины на факт официальной регистрации.
Это можно сделать по открытым источникам в интернете, например, на сайте федеральной налоговой службы. Сравните адрес, закрепленный за фирмой, с тем, который интернет-магазин разместил в официальном доступе. Их схожесть положительно характеризует организацию. Не заказывайте товар на порталах, которые не предоставляют о себе официальную информацию (например, ИНН, ОГРНИП, ЕГРЮЛ, контактные данные, пр.);
- проверьте адрес сайта.
Если домен является бесплатным, такой магазин не должен вызывать доверия, ведь серьезной коммерческой организации не составляет труда закрепить за собой платный домен. Важно и то, насколько давно был зарегистрирован ресурс. Мошеннические интернет-магазины не функционируют годами, это просто опасно для них, учитывая претензионные действия покупателей;
- проверьте, есть ли информация о продавце в черных списках интернет-магазинов.
Большинство таких списков находятся в открытом и бесплатном доступе. Информация в них постоянно обновляется и пополняется;
- проверьте интернет-магазин на реальные отношения с потребителями.
Отзывы, публикуемые в интернете на сторонних сайтах, не связанных самим магазином, дадут общую характеристику порядочности ресурса, раскроют случаи возможного обмана потребителей. Полное отсутствие отзывов не значит, что магазин идеален. В большинстве случаев, это значит, что он недавно начал свою работу и, вполне возможно, скоро исчезнет;
- тщательно изучайте качественные характеристики товара, который планируете купить.
Так, например, недостаточно информации «Моток пряжи» или «Моток лески», должен быть как минимум указан метраж. В противном случае сложно будет отстаивать свою позицию, требуя определенного стандарта;
- не договаривайтесь об условиях купли-продажи товара устно с операторами интернет-магазина.
Даже если будет сделана аудиозапись разговора, это не гарантия того, что возможный спор с продавцом о неисполнении им обязательств будет в дальнейшем выигран в суде;
- вскрывайте почтовую посылку с заказанным в интернет-магазине товаром непосредственно в почтовом отделении и в присутствии сотрудника.
Если товар привез посыльный, открывайте посылку в его присутствии. В ином случае вы не докажете продавцу, что получили вещь с дефектом (если это не заводской брак), или вам привезли что-то другое;
- оставляйте все доказательства общения с интернет-магазином хотя бы в виде скриншотов.
В дальнейшем, в случае споров, магазин может удалить переписку. Сохраняйте документы, подтверждающие оплату за заказанный в интернет-магазине товар. Все это будет являться доказательствами, если придется отстаивать свои интересы в суде или заявлять в полицию о факте мошенничества.
Особо внимательным следует быть при оплате заказанного в интернет-магазине товара. Вы, наверняка, столкнулись с мошенниками, если:
- вас просят отправить смс-сообщение или позвонить по неизвестному номеру;
- в реквизитах для оплаты указывается не тот адрес;
- оплату просят перевести путем перечисления средств на номер телефона якобы представителя интернет-магазина;
- сотрудники указывают на необходимость предоставления ваших паспортных данных (помимо Ф.И.О. и адреса) или копии самого паспорта.
Обратите внимание!
Раскрывать свои личные данные в интернете безопасно только на официальных ресурсах, таких как Госуслуги, и в известных платежных системах - PayPal, ЯндексДеньги, Вебмани, пр.
Лучший вариант - это заказ товара без предварительной оплаты. В таких ситуациях полученную посылку можно вскрыть на почте или при сотруднике службы доставки, проверить качество, соответствие заявленным в рекламе характеристикам.
Имея на руках доказательства невыполнения условий договора продавцом, с ним можно будет в электронной форме урегулировать конфликт. Продавцы, дорожащие репутацией и держащиеся за клиентов, как правило, либо предлагают уменьшить конечную стоимость вещи либо заменить ее на некачественную.
Делать стопроцентную предоплату стоит лишь на давно работающих электронных площадках, где действует система защиты клиентов от неправомерных действий продавцов. Если предоплата делается мошенникам, то:
- товар может вовсе не прийти;
- доставят не тот товар, который заказывался;
- вещь придет с браком или будет грубой подделкой.
Судиться с мошенниками сложно, потому что подобные интернет-магазины открываются ненадолго, реквизиты их неизвестны и т.д.
Если вы все-таки попали на удочку аферистов, придется обращаться в полицию. До этого стоит поискать информацию в интернете об уже имеющихся случаях мошенничества со стороны конкретного интернет-магазина. Когда несколько обманутых лиц заявляют о преступлении, к такому обращению в органах проявляют повышенное внимание. Заявление в полицию можно направить в электронной форме через сайт МВД, обычной почтой (желательно заказным письмом) либо отнести лично в ближайший отдел.
Обратите внимание!
Сотрудники полиции не вправе отказать в принятии заявления о совершенном преступлении. Более того, заявителю обязаны выдать на руки талон-уведомление, подтверждающий факт фиксации обращения.
Заявление составляется в произвольной форме, но оно обязательно должно содержать:
- информацию о том, кому оно адресовано;
- сведения о заявителе (Ф.И.О., адрес проживания и адрес электронной почты, если информация передается через сайт МВД);
- детальное описание факта мошенничества;
- копии документов, переписок, подтверждающих слова заявителя;
- дату и подпись.
Не будет лишним обратиться в Роскомнадзор. Данная структура контролирует деятельность всех организаций, которые работают с использованием интернет-технологий. Направить заявление можно аналогичными способами, что и в полицию.
Желательно поставить в известность о недобропорядочности интернет-магазина и платежную систему, банк, через которые делался денежный перевод. Для этого достаточно направить письмо в службу технической поддержки, обратиться в любой филиал банка (либо направить туда письмо).
Если вам требуется помощь в сборе доказательств, представлении ваших интересов в суде либо просто консультация, звоните нам или оставляйте свои вопросы на сайте.