Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Выписка из квартиры может быть добровольной или принудительной. Во втором случае существуют 2 варианта развития событий: у собственника имеются основания для самостоятельной выписки жильца или основания, чтобы направить исковое заявление о выписке из квартиры в суд. В некоторых случаях жильца нельзя выписать в принудительном порядке — только с его согласия.

В каких случаях человек подлежит принудительной выписке

Обязанность гражданина зарегистрироваться по месту проживания в семидневный срок с момента прибытия в новое место жительства установлена статьей 6 Федерального закона о праве граждан на свободу передвижения. Нарушение правил регистрации гражданами наказывается, согласно пункту 1 статьи 19.15.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, 2000-3000 рублей штрафа, при условии отсутствия признаков преступления. Для Москвы и Санкт-Петербурга максимальная сумма штрафа для физических лиц достигает 5000 рублей.

Пункт 1 статьи 40 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин имеет право на жилище и не может быть лишен его произвольно — желания собственника недостаточно. Однако есть ряд оснований для принудительной выписки жильца без обращения в суд. К ним относятся:

• призыв на военную службу — в качестве документального подтверждения выступает соответствующее сообщение из военкомата;
  • привлечение лица к уголовной ответственности, сопровождающееся назначением наказания в виде лишения свободы — подтверждается копией обвинительного приговора;
  • наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина умершим или пропавшим без вести;
  • свидетельство о смерти жильца;
  • проведение процедуры регистрации с допущением нарушений — в том числе, по поддельным документам.

По окончании срока службы, по отбытии наказания в местах лишения свободы лицо имеет право прописаться по тому же адресу повторно. Также и в случаях, когда лицо, признанное судом умершим или безвестно отсутствующим, объявилось.

К причинам, являющимся достаточными основаниями для обращения в суд с требованием о принудительной выписке жильца из приватизированного объекта недвижимости, относятся:

• расторжение брака, на основании пункта 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ;
  • неоднократное нарушение правил общественного порядка, совместного жительства, согласно пункту 2 статьи 35 ЖК;
  • порча имущества в жилье, в том числе общедомового, согласно тому же пункту ЖК;
  • нарушение прав и законных интересов соседей, на основании того же пункта;
  • длительное проживание в другом месте;
  • нецелевое использование жилой площади;
  • получение истцом жилища в дар, по наследству или по договору купли-продажи в случае длящейся прописки в нем постороннего лица, согласно пункту 1 статьи 35 ЖК.

Из жилья, входящего в состав государственного, муниципального жилищного фонда, лицо может быть выписано по решению суда при наличии одного из следующих обстоятельств, согласно пункту 4 статьи 83 ЖК и пункту 4 статьи 79 ЖК, которые являются поводом к расторжению договора:

• систематическое — в течение не менее полугода, неисполнение обязанности по оплате договора социального найма и услуг ЖКХ;
  • порча жилища нанимателем или лицами, за которых он несет ответственность, например, поднанимателем — то же касается и оснований, перечисленных ниже;
  • неоднократное нарушение прав и законных интересов соседей;
  • нецелевое использование помещения;
  • завершение срока договора найма жилого помещения, а также неоднократное нарушение его условий.

Как через суд выписать человека из квартиры

На основании статьи 4 закона о свободе передвижения, органом, который проводит регистрацию, является Главное управление по вопросам миграции МВД, заменившее упраздненную в 2016 году Федеральную миграционную службу. Чтобы обратиться в территориальное отделение миграционного отдела с заявлением о снятии с регистрационного учета жильца без необходимости обращения в суд, необходимо предоставить документ, подтверждающий основание, например, копию вступившего в законную силу решения суда о признании лица безвестно отсутствующим, умершим и т.д.

Перед обращением в суд необходимо соблюсти процедуру досудебного урегулирования — направить жильцу оформленную в письменном виде просьбу прекратить нарушения перечисленных выше норм жилищного законодательства, а если такое обращение было проигнорировано, то просьбу выписаться из жилья добровольно. В такой претензии нужно указать основания, сроки выписки, а также последствия неисполнения требования — обращение в суд.

Рекомендуется направить претензию почтовым отправлением с уведомлением.

Подобные иски подаются, по правилам статьи 28 Гражданского процессуального кодекса, по месту жительства ответчика — по месту нахождения недвижимости, из которой лицо должно выписаться.

Согласно статье 132 Гражданского процессуального кодекс , к исковому прикладываются:

• его копии по числу ответчиков и третьих лиц;
  • квитанция об уплате государственной пошлины, размер которой, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса, составляет для граждан 300 рублей;
  • образец претензии, направленной ответчику;
  • ответ на претензию, если таковой имеется;
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на жилье;
  • прочие документы, подтверждающие факт лишения жильца права пользоваться недвижимостью, — свидетельство о расторжении брака с единственным собственником, например.

Порядок действий при выписке по решению суда

После того, как прошло 10 дней с момента вынесения решения суда о снятии с регистрационного учета, не будучи оспоренным, оно вступает в законную силу. Выписаться необходимо в срок, прописанный в судебном акте. Если ответчик этого не сделал, собственнику жилья необходимо в суде, вынесшем решение, взять исполнительный лист и с ним, а также с паспортом явиться в территориальный отдел Федеральной службы судебных приставов, где написать заявление о возбуждении исполнительного производства.

Если в предоставленный приставами пятидневный срок добровольного исполнения жилец не произведет необходимые процедуры, его выпишут в принудительном порядке и обяжут уплатить исполнительский сбор.

В каких случаях принудительная выписка невозможна

Нельзя снять лицо с регистрационного учета принудительно при отсутствии достаточных для этого оснований. Помимо этого, есть категории людей, выписка которых без их собственного согласия не допускается:

• несовершеннолетние граждане;
  • лица, отказавшиеся от права приватизации части жилья, в котором они прописаны;
  • родственники собственника, если соответствующий пункт имеется в завещательном отказе;
  • бывший супруг, супруга, при условии, что они прописаны в жилье, которое было приобретено в период брака и соответствующее условие содержится в брачном контракте;
  • получатели ренты в отношении подаренной ими в обмен на пожизненный уход недвижимости.
Была ли эта статья для вас полезной?
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 499 938-51-92